понедельник, 15 февраля 2010 г.

Метод Максимиллиана Берлица

Максимиллиан Дельфиниус Берлиц (нем. Maximilian Delphinius Berlitz, 1852 — 6 апреля 1921, Нью-Йорк) — немецкий и американский лингвист и педагог, разработчик популярной методики обучения иностранным языкам и основатель международной системы школ, использующих эту методику.
Максимиллиан Берлиц родился в 1852 году в немецком регионе Шварцвальд, предположительно в Вюртемберге, в семье преподавателей.
В начале 1870-х молодой человек эмигрировал в США и обосновался в городе Провиденс, штат Род-Айленд. С 1872 года преподавал в частном порядке немецкий и французский языки, а в 1878 году основал одну из первых в США школ по изучению иностранных языков. Вскоре была разработана ставшая знаменитой методика Берлица, основанная на полном погружении обучаемого в среду изучаемого языка. По легенде, в создании методики важную роль сыграл случай: однажды Берлиц заболел и попросил коллегу-француза по имени Николас Джоули заменить его на занятии по французскому языку. Коллега не знал английского — языка, на котором говорили ученики, тем не менее урок оказался весьма эффективным.
Успех новой методики позволил Берлицу в 1880 году основать вторую школу. Вскоре школы Берлица стали появляться по всей территории США, а также в других странах. Официально методика Берлица была представлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году.
В начале XX века Берлиц открыл языковые школы в Москве и Санкт-Петербурге. Преподавал английский язык Николаю II.


При изучении иностранного языка по методу Берлитц всё общение во время занятий происходит в изучаемом языке. Используется метод диалога, основанный на слушании и говорении. Делается акцент на изучении практической лексики и грамматики, используемой в повседневных ситуациях, которая дополняется об упражнения по чтению и письму. Человек изучает новый для себя язык точно так же, как изучал свой первый родной язык в детстве – естественно и легко.

B основу метода легли следующие принципы:
- в первую очередь следует научиться говорить, а уже затем овладевать навыками чтения и письма;
- лексику и грамматику следует изучать в естественном разговорном контексте, в ходе занимательной беседы;
- преподавателями могут быть только носители языка;
- учащийся принимает активное участие в процессе обучения, ;
- родной язык учащегося не используется при обучении. Перевод полностью исключен из процесса преподавания.

Последние условие - полное исключение перевода на родной для учащегося язык, -это одна из главных отличительных черт, изюминка "прямого метода" Максимилиана Берлица.

На самых ранних ступенях обучения основное значение придается закреплению базовых структур. По мере введения и закрепления каждой грамматической структуры формируется база, которая служит трамплином для введения следующей структуры, а та, в свою очередь, комбинируется со следующей. Это называется методом "постепенного построения".

Работу с учебным материалом по методу Максимиллиана Берлица можно разделить на шесть этапов или шагов:

Шаг 1.

Слушать. Просто слушать чтобы привыкнуть к звучанию речи. Обращать внимание на ритм, интонацию, порядок слов, произношение. На этом этапе не надо думать о значении слов, их написании, не надо думать грамматических правилах.

Шаг 2.

Понимать.Слушать аудиозапись, следя за текстом по учебнику. Просто слушать, следить за текстом, но не проговаривать.Слушать и концентрировать внимание на звучании речи.

Шаг 3.

Повторять за диктором. Ставить на паузу и повторять всё что услышали. Стараться говорить громко и стараться с точностью воспроизвести речь и интонацию носителя языка.

Шаг 4.

Отвечать на вопросы. Т.е. активно включаться в диалог, начинать общаться на изучаемом языке. Повторять до тех пор, пока ответы не начнут "выскакивать" сами собой, без предварительного построения фраз "в голове".

Шаг 5.

Читать и писать. Прослушивать диалоги и обращать внимание на написание. Осваивать письмо постепенно, на практических примерах. Записывать диалоги "на слух". Писать текст в том числе и по памяти, потом обязательно сверяясь с источником, учебником.

Шаг 6.

Свободно говорить. В конце каждого занятия обязательно повторять диалоги не заглядывая в источник. Старайтесь воспроизводить диалоги по памяти полностью.

Метод Берлица лежит в основе известного аудиокурса Effortless English от A.J. Hoge, хотя автор курса об этом скромно умалчивает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий